рецепт ржаного хлеба валаамского монастыря

admin

История выпечки хлеба в христианских монастырях плюс рецепт хлеба

Если вы знаете молитву Отче наш, несомненно вспомните слова «Хлеб наш насущный. «. Хлеб является одним из символов христианства и имеет большое значение. С давних времен монастыри были хранителями истории, культуры, письменности. И благодаря этому до наших дней дошли древние рецепты, по которым пекли хлеб наши предки.

В Средние века хлебопечение считалось почетным и важным делом, практически при каждом монастыре имелись собственные мельницы, пекарни, а выпекался хлеб с обязательной молитвой и просьбой Божьего благословения. До 12 века на Руси не знали черного хлеба, выпекали преимущественно белый хлеб, который замешивался из закваски старого теста. Также выпекали и булочки с медом, творогом, маком, пироги с разнообразной начинкой. Само собой, при монастырях выпекали просфоры.

Интересно, что пекарня Троице-Сергиевого монастыря обеспечивала ежедневно вкусным и свежим хлебом свыше девятьсот человек. Хитростей приготовления вкусного хлеба как таковых нет. Но монахи замешивали хлеб с молитвой, вкладывали в печение хлеба свою душу, любовь к Богу и людям. В тесто добавлялась освященная вода, хлеб выпекался при определенном температурном режиме на огне от неугасимой лампады в посуде из определенных материалов.

Фото взято hram-petraipavla.ru

После чего раствор теста слегка присыпается сверху мукой и дежа накрывается крышкой из дерева. Это делается для того, чтобы газы угольной кислоты и теплота не имели выхода из дежи, так раствор быстрее скисает. Важно знать, что раствор должен подняться до самого верха дежи, затем опуститься наполовину прежней высоты объема. Далее открывается дежа, на нее ставится сито, и просеивается половина четверти муки. Для вкуса в закваску кладется соль.

После чего сито снимается с дежи, и тесто замешивается руками вместе с мукой, для смачивания рук ставится рядом отдельный бак. Месить тесто следует до того, пока руки хлебопека не станут совершенно чистыми от теста. Уже готовое тесто после вымешивания заглаживается, дежа снова накрывается крышкой.

Фото взято hram-petraipavla.ru

Когда выпекается хлеб, важно внимательно следить за тем, чтобы заслонка печи не закрывалась, а лишь была чуть приоткрыта. Ведь при закрытой заслонке печи водяные пары из хлеба не будут иметь свободного выхода, и хлеб обязательно подгорит сверху.

Уже выпеченный хлеб в формах достают из печи, и помещают в холодное место. Далее верхнюю корочку хлеба смачивают холодной водой, а сам хлеб выкладывается из формы в том же порядке, в котором хлеб вынимался из печи. При этом хлеб кладется нижней коркой наверх на твердой поверхности.

Друзья, а какой самый любимый ваш хлеб? Печете ли сами хлеб дома?

Источник

Монастырский хлеб

«Хлеб – всему голова», – гласит народная мудрость. Для наших предков это была неоспоримая истина, а вот мы подчас склонны и сомневаться в ней: мучное, вредно для здоровья… Но все равно без хлеба не обходится ни одна трапеза, будь то обычный обед или праздничное застолье. В Москве немало хлебозаводов и пекарен, но есть и одна особенная, хлеб из которой не похож на испеченный в других местах. Это пекарня Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Из истории монастыря

Иоанно-Предтеченская обитель свою историю ведет с XV века. Первоначально это был мужской монастырь, который располагался в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. В 1530-е годы, после рождения у Василия III долгожданного наследника – будущего царя Ивана IV Грозного, обитель была перенесена на Кулишки. На новом месте монастырь стал женским.

После пожара 1812 года монастырь было решено упразднить, а монастырский собор превратить в приходскую церковь. Возобновлена была обитель во второй половине XIX века стараниями митрополита Московского Филарета.

До 1917 года в обители проживало более 300 сестер. А после революции Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. В монастырских зданиях разместили тюрьму. Но монастырские храмы действовали как приходские до 1927 года. После их закрытия последние сестры и священнослужители монастыря были выселены, одни из них были сосланы, а другие расстреляны по обвинению в антисоветской агитации.

В советское время на территории и в строениях монастыря располагались службы теплосети, архив Московской области, швейная фабрика. Часть территории и монастырских зданий и сейчас занимает Московский университет МВД.

Возобновление жизни общины Иоанно-Предтеченского монастыря относится к началу 1990-х годов. В 1992 году монастырская часовня святого Иоанна Предтечи, а затем и келейный (бывший больничный) корпус с домовым Елисаветинским храмом были переданы Церкви, началась постепенно возрождаться монашеская жизнь.

В 2000 году на заседании Священного Синода было принято решение об открытии монастыря. В Ивановский монастырь была назначена настоятельница из числа сестер никогда не закрывавшейся Успенской Пюхтицкой обители в Эстонии – матушка Афанасия (Грошева).

При открытии монастыря встал вопрос: на что будет существовать и возрождаться обитель?

– Когда открылся монастырь, средств очень не хватало, и хлеб начали печь для себя сами сестры. Затем было закуплено на средства благотворителей профессиональное оборудование для пекарни, и хлеб стали продавать.

Люди с радостью приобретали монастырскую продукцию, тем более что тогда она не была так широко представлена, как сейчас, например на православных ярмарках. Монастырь пригласил на работу профессиональных пекарей.

Работают в пекарне две Галины, и, как на обычном хлебозаводе, работа тут начинается рано – в 6 часов утра. В отличие от обычного производства, рабочий день в монастыре неизменно начинается с молитвы, затем все приступают к своим обязанностям.

Сначала замешивают тесто для хлеба, затем на булочки и пирожки. За то время, пока делают булочки, хлеб успевает подойти, и его ставят в печь. Рецепты хлеба самые разные: от традиционных, какие используют во всех хлебопекарнях, до старинных. Особенность заключается в том, что монастырская выпечка в основном постная, то есть в продукцию не добавляют яйца и маргарин. Весь хлеб делают на подсолнечном масле. Также пекут особый бездрожжевой хлеб на афонской закваске. Несмотря на то, что тесто все постное, хлеб мягкий и очень вкусный.

На каждый день существует план, сколько и какой продукции надо испечь. В будние дни и на церковные праздники пекут больше, в выходные и в летнее время, когда многие москвичи в отпусках, – меньше. Монастырь расположен в самом центре Москвы, вокруг много офисов, служащие которых охотно покупают продукцию в монастырской трапезной, где также можно и пообедать.

Выпечка продается всегда свежая. Если какой-либо вид, например, пирожков, заканчивается, в пекарню поступает заказ, и в течение нескольких часов пекут новую партию. Продукция поставляется на прилавок несколько раз в день. Каждый день печется несколько видов хлеба, булочки и пирожки с самой разнообразной начинкой: с картошкой, капустой, яйцом, с грибами, с повидлом и творогом.

Мать Софрония говорит, что москвичам особо полюбился афонский хлеб: он долго не черствеет и хорошо хранится. Некоторые за монастырским хлебом приезжают с окраин Москвы.

По мере необходимости сестры помогают в пекарне, например на большие церковные праздники, на которые в монастыре всегда собирается много народу. Когда совершаются ночные службы – на Пасху и на Рождество Христово, сестры пекут булочки с крестиком и раздают их после ночной службы прихожанам, пока метро не открылось и все остаются в храме.

Инокиня Софрония замечает:

– Многие спрашивают: ну почему у вас такой вкусный хлеб? А ответ простой. Жизнь монастыря начинается с молитвы и заканчивается молитвой; каждый вечер мы обходим всю территорию монастыря крестным ходом и кропим святой водой все помещения. И пекарню, как и весь наш сестринский корпус, окропляют святой водой.

Утром пекари молятся перед началом работы и добавляют в тесто крещенскую воду. И это сказывается на качестве и вкусе нашего хлеба. Конечно, очень важно и то, о чем ты думаешь и говоришь, когда готовишь. Ведь едой можно даже отравиться, если, готовя ее, что-то думать или говорить недоброе.

Читайте также:  гречка вареная химический состав

Мать Софрония рассказывает:

– Люди приходят очень разные. Есть мирно настроенные, но есть не такие уж и миролюбивые. Вынесешь им чай с хлебом, а они могут тебе этим чаем в лицо плеснуть, сказав, что это они не будут, и потребовать другой еды. В день приходит где-то 40–50 человек. Информация среди обитателей вокзалов распространяется очень быстро, они передают друг другу, где и когда можно бесплатно поесть в Москве.

Мы находимся недалеко от трех вокзалов, на которых ведется большая социальная работа. Очень важно правильно продумать, как разумно помогать нищим. Нам в монастырь социальные работники приносят листовки с информацией о том, кто и какую помощь может оказать бедным: как отправить их домой, где можно им подработать или переночевать. Если кто-то к нам обращается с этими вопросами, мы даем такую информацию.

На вопрос о том, как отличить людей, действительно нуждающихся, от обманщиков и как правильно поступать, столкнувшись с мошенниками, инокиня Софрония ответила так:

– Конечно, есть обманщики и среди тех, кто к нам обращается. Ну что делать! Мы стараемся помочь, чем можем! Хотя бы продуктами. Господь нам заповедал помогать. «Просящему у тебя дай» (Мф. 5: 42), – говорит нам Христос в Евангелии. Мы находимся в очень неблагополучном мире, и надо с этим примириться. Бедные они как были, так и будут.

Сейчас я заметила: пошел поток совершенно других людей. До кризиса приходили, как правило, те, кто давно побирается и скитается. Это те люди, которые находятся на дне общества, и им уже очень трудно из этого выбраться, да они уже и не смогут жить по-другому. Но после кризиса стали приходить люди совершенно другого плана. Они хорошо одеты. Ведь кризис ударил не только по низшему слою общества, он ударил по всем слоям. Люди, которые были довольно обеспеченными и успешными и вдруг разорились, особенно если они приезжие, остались ни с чем. Некоторые, может быть, и хотели вернуться домой, но потом подумали: «А что там делать? Там же безработица…» И они стараются остаться в Москве любым способом. Пытаются искать другую работу… Но это не всегда получается, и потихоньку такие люди опускаются на дно.

Монастырская жизнь в современном мегаполисе

Послушания у сестер самые разные: церковное, алтарное, регентское и клиросное. Главными, как в любом монастыре, являются послушания настоятельницы, казначеи, благочинной, среди других – послушания просфорницы, экскурсовода для паломнических групп, канцелярское, швейное, келарское, экономское, библиотечное, архивное. В 2008 году в обители открылся свой музей, обновился сайт. У монастыря есть небольшое подворье в селе Остров Московской области, на котором выращивают овощи и зелень. Там же в 2009 году открылась монастырская богадельня, где тоже несут послушание несколько сестер.

Только совсем несведущий в церковной жизни человек может думать, что монахи полностью удалились от житейских дел и жизнь современного мира их не касается. Контакт с миром неизбежен, особенно если монастырь находится в центе такого огромного мегаполиса, как Москва.

Мать Софрония, например, занимается всеми закупками продовольствия для монастыря, монастырской трапезной, пекарни и подворья. Раз в неделю она отправляется с водителем на машине на продовольственные базы, фирмы, рынки.

– На многих рынках нас уже знают. У нас есть даже помощники, которые помогают нам делать закупки. Это тоже своего рода путь милосердия, и таким путем люди спасаются. Необязательно что-то жертвовать, помощь тоже путь служения, – рассказывает сестра Софрония. И продолжает:

– Я много езжу и вижу: люди настроены миролюбиво к монашествующим в Москве. Иногда, бывает, нам жертвуют продукты, если есть у кого-то возможность. Конечно, кризис серьезно ударил и по тем, кто занимается закупками и продажами. Люди немножко ожесточились. Но все равно меня на рынках часто останавливают, чтобы поговорить или задать вопрос. Люди подходят, спрашивают о вере, о Боге. Получается своего рода миссионерское служение.

На церковные службы приходит множество обычных людей, и тут тоже происходит взаимодействие монастыря и мира.

– Основные наши прихожане – это семьи с детьми, – продолжает свой рассказ мать Софрония. – Конечно, мы учитываем то, что монастырь находится в центре Москвы и к нам заходят люди, работающие в офисах. Если человек не ходит в храм, но, когда он проходил мимо церкви, у него возникло желание зайти и помолиться, одежда не должна быть препятствием к этому. Например, для женщин у нас на входе в храм лежат юбки и платочки, всем этим они могут воспользоваться. Надо только приветствовать то, что человек зашел в храм, ведь Господь всех нас призывает.

Сейчас в монастыре живут 20 насельниц. Конечно, своими силами невозможно справиться со всеми делами, поэтому в монастыре много рабочих, особенно строителей. Реставрация главного собора монастыря уже завершается. На вопрос о том, трудно ли устанавливаются взаимоотношения между рабочими и сестрами обителями, мать Софрония ответила так:

– Конечно, когда люди приходят в монастырь работать, им сначала трудно перестроиться на монастырский уклад. Очень сложно учитывать тонкости монастырской жизни, особенно если учесть, что это женский монастырь.

Под руководством нашей матушки игумении Афанасии, настоятельницы монастыря, мы живем как одна семья. Как и должно быть в общежительном монастыре. По милости Божией у нас все очень спокойно. Матушка у нас понимающая, мы к ней идем со всеми нашими немощами, за советами. Ничего у нас в монастыре не делается без матушкиного благословения. Она очень мудро управляет обителью.

Конечно, в каждый монастырь приезжают паломники для поклонения святыням. Наиболее почитаемыми святынями Иоанно-Предтеченского монастыря являются древняя икона святого Иоанна Предтечи середины XVI века, которая находится в восстановленном соборе, и обруч в монастырской часовне у входа. Он прикреплен к списку с древнего образа с изображением святого. Считается, что этот обруч – мера главы Иоанна Предтечи. Исторические источники о том, откуда и когда появился обруч в монастыре, не обнаружены. Обруч стал известен с конца XIX века. После закрытия монастыря его хранили в двух московских храмах, последним местом был храм апостолов Петра и Павла на Яузе. После открытия обители святыню вернули монастырю.

Предварительно помолившись, паломники надевают обруч на голову, и по их горячей вере Господь многим подает исцеления от головных болей, психических расстройств и других болезней.

Источник

Хлебные закваски

Страницы

суббота, 15 декабря 2018 г.

Монастырский хлеб или как пекли хлеб раньше

%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258B%25D1%2580%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9%2B%25D1%2585%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B1

Многие хотят начать печь хлеб как раньше, аутентичными способами, без хлебопекарных дрожжей, без холодильника, на закваске и чтобы было вкусно и быстро. В этой статье, я покажу самый простой и оптимальный способ выпечки хлеба КАК РАНЬШЕ, С НУЛЯ и всего за 3 ДНЯ, а заодно расскажу как пекли раньше.

Для начала, стоит сказать, что наши предки не занимались разведением спонтанных заквасок методом 5-10 кратных освежений новой порцией муки и воды. Такие способы разведения заквасок пришли к нам из иностранной литературы, переведенной на русский язык и являются для традиционного отечественного хлебопечения абсолютно чуждыми, так как пока такой хлеб испечешь, можно помереть с голоду, да и продуктов изведешь в пустую не мало.
С издавна на Руси пекли не на заквасках в которых 1 часть муки и 1 часть воды, а пекли на квасах, бражках и на «спелом» тесте от предыдущего приготовления. Квас или бражка были всегда под рукой, а поставить на них тесто и испечь хлеб это дело одного дня, а никак не недель, которые тратят иностранные коллеги.
Ну это все теория, а на деле это выглядит так, как описано далее.

Читайте также:  бурый рис не разваривается что делать

Солодовая бражка

Что есть такое квас или бражка? Это напиток, полученный путем сбраживания сахаро-содержащих компонент, в процессе которого происходит спиртовое брожение одновременно с молочно-кислым брожением, в отличии от пива, в котором происходит только дрожжевое брожение.
При правильном подходе, в домашних условиях, можно приготовить кислую бражку всего за 48 часов, а затем в течение еще 16 часов приготовить на ней тесто и испечь хлеб. То есть, если начать утром, то к ночи 3-го дня у Вас на столе будет стоять буханка благоухающего ржаного хлеба. При этом весь процесс состоит из 3-х этапов и ни одного грамма продуктов не тратиться в пустую.

Далее готовим такую смесь:

Солодовая дробина 50г
Вода теплая 300мл
Изюм 20-25г
Уксус 5-6% 10мл

уксус дело опциональное, бражка получится и без него, но качество браги с добавлением уксуса на порядок лучше чем без.
Выглядит смесь примерно так:

%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25BA%25D0%25B0%2B4
Кабель для террариумов как источник тепла

В первые 24 часа ничего интересного происходить не будет:

%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25BA%25D0%25B0%2B2
24 часа

А через 36 часов начнет бродить и киснуть:

%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25BA%25D0%25B0%2B3
36 часов

А через 48 часов будет уже активно бурлящая и шипящая бражка с кислым вкусом.

%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25BA%25D0%25B0%2B5
48 часов

Бражка нам нужна активная, молодая, так что можно переходить к следующему этапу.
Внимание!
Если только пахнет спиртом и не кислая, то ждем пока закиснет. Если кислая, но не шипит (нет дрожжевого брожения), начитаем перемешивать раз в 2-3 часа, пока не «зашипит».
Если никак не киснет, нужен другой солод.
Если никак не бродит (нет газообразования и спиртового запаха), то нужен другой изюм.
Правда, если все делали правильно, то все будет и будет сразу, с этими компонентами и этой рецептурой вероятность неудачи стремится к нулю. Ориентируемся не на мое время, а на закисание и активное брожение!

Дополнение от 20.1.2019
Если нет белого солода, то ставим бражку на ржаном зерне:

Ржаная дробина 50г
Вода теплая 300мл
Патока мальтозная или солодовый экстракт 15-20 мл
Изюм 20-25г
Уксус 5-6% 10мл

Далее все так же как и для солодовой бражки.
В конце брожения бражка ничем не отличается от солодовой:

%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25BA%25D0%25B0%2B%25D0%25B7%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%258F

Опара

На солодовой бражке ставим опару:

Бражка
Вода теплая 350мл
Мука ржаная 350г

Я взял ржаную обдирную, но это не играет большой роли, можно и цельнозерновую.

Тесто

К опаре добавляем, без залива воды:

Соль 15-20г
Мука ржаная (я взял обдирную) 300г
Мука пшеничная (я взял 1с) 300г

Замешиваем тесто. Время брожения 90-105 минут при 30°C. Тем, кто температуру не контролирует, надо тесто присыпать сверху мукой, затем ставим тесто на печь и ждем. Для ржаного хлеба тепло это самое главное, холодная температура комнаты в 20°C это можно хлеб выбрасывать! Готовое, расстоявшееся тесто покрывается мелкими трещинками:

%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE

От готового теста отбираем кусочек теста, весом грамм в 100, для последующих выпечек.
Формовка и окончательная расстойка швами вниз, опять же в тепле. И ждем появления трещинок:

%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%2B2

%25D0%25B2%25D1%258B%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25BA%25D0%25B0

Дать остыть на решетке часов 5-ть, потом можно резать. Хлеб получается такой ароматный, что мало не покажется. Для простого бутербродного хлеба это просто шедевр! Ну а как же печь дальше?

«Спелое» тесто

%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B5%2B%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE

«Спелое» тесто есть по-сути своей закваска на которой наши предки пекли хлеб раньше. Никто и никогда не вел в домашнем хозяйстве отдельную ржаную закваску, а брали кусочек теста и оставляли его до следующей выпечки. Тут важно, чтобы тесто полежало минимум 10-12 часов в тепле, иначе оно для выпечки не пригодно, так как не обладает достаточной кислотностью.
Если печь каждый день, то на следующий день ставим опару на «спелом» тесте, учитываем, что такая опара будет готова гораздо быстрее, чем опара на бражке, в среднем часов за 5-6, при условии что хлеб из 1кг муки и берем 100г спелого теста. При использовании 170г спелого теста опара будет готова за 3 часа. Время указано для температуры опары около 29°C.
Почему не вели закваски, а хранили спелое тесто? Потому что обычная закваска, если ее не освежать каждый день, просто портится, а вот спелое тесто обладает огромной толерантностью к простою! Минимум 36 часов с момента отбора при комнатной температуре без потери качества! После вызревания в течение 12 часов в тепле, спелое тесто, помещенное в погреб (15°C-18°C), может хранится до 5 дней, правда тогда оно потребует постановки новой бражки, но уже на кусочке «спелого» теста.

Солодовая мука (тут уже имеет смысл смолоть солод до состояния муки) 50г
Вода теплая 300мл
«Спелое» тесто чайная ложка

Источник

Старинные рецепты полезного и удивительно вкусного бездрожжевого хлеба

Старинные рецепты полезного и удивительно вкусного бездрожжевого хлеба

jpg

Я очень люблю готовить домашний бездрожжевой хлеб. Люблю экспериментировать с рецептами, изучать тонкости дела.

Выискивая новые рецепты, выбрала для себя хлеб на ржаной закваске. Во-первых, он для меня самый вкусный, самый оптимальный по времени и вниманию. Во-вторых, на ржаной закваске можно готовить любые хлебобулочные изделия, в-третьих, ржаная закваска сквашивает тесто без добавления сахара – а это немаловажно!

Тем не менее, предлагаю рецепты разных заквасок – выбирайте на свой вкус!

Хлеб с закваской из ПРОРОЩЕННОГО ЗЕРНА

Вариант 1: Итак, для начала нужна закваска. Проращиваем в течение 2 суток зерна пшеницы (все зависит от температуры), пока не появятся белые хвостики (1-2 см). Перемалываем зерна (можно просто растолочь). Добавляем горсть муки, сахар и воду (все на глаз), перемешиваем до консистенции сметаны. Ставим будущую закваску в тепло и ждем, пока скиснет. Закваска должна немножко приподняться благодаря брожжению (раза в два).

Приготовление теста. Нашу закваску размешиваем со стаканом воды (можно больше, меньше, все очень примерно), 2 стакана белой муки, просеянной через сито, 1,5 чайной ложки соли, 3 ст.

jpg

Вариант 2: Вот еще рецепт хлеба: пшеницу промыть и замочить в теплой воде, поставить так, чтоб на неё падал солнечный свет (но не нагревал выше 20-25 град) для зарождения полезных бактерий. Через сутки начнут проклевываться росточки (но не более 1мм). Воду слить и при необходимости промыть пшеницу. Дальше, пропустить её через мясорубку и из полученной массы замесить тесто без соли. Массу раскатать как на пельмени (можно толще), стаканом или формой выдавить кружочки. Кружочки выложить на солнце, в обед перевернуть. Если погода не солнечая, подсушить кружочки в духовке (не более 40 градусов). На хлеб это не похоже в том виде, как мы привыкли видеть в магазине, а скорее на хлебцы.

Хлеб с закваской из ХМЕЛЯ

Приготовление закваски (смотрите пункты 2,3 «Домашние дрожжи»).

Берем 4 ст. ложки готовой закваски, стакан теплой воды. Замешиваем с мукой до состояния густой сметаны. Утепляем опару и ставим в теплое место для закисания примерно на 6 часов. Можно ставить с вечера на ночь, а утром замешивать тесто.

Приготовление теста:

Берем подошедшую опару и добавляем 800мл. теплой воды, перемешиваем и добавляем муку до густой сметаны и опять в тепло на 4 часа, можно и больше. Тесто должно подняться вдвое. После выстаивания и вскисания теста, добавляем часть муки и месим с добавлением 1-2 ст. ложки натурального растительного масла, месим до состояния мягкого теста. Ставим в тепло на 40-60 минут для подъема. После, тесто формируем в форму, смазанную растительным маслом. Чтобы тесто не липло к рукам, смочите их маслом. И оставляем для подъема, после чего ставим в печь. Выпекать при температуре 200 градусов примерно 60 минут. Дать остыть.

Читайте также:  как готовится гречневый суп с курицей

Ржано-пшеничный хлеб с КАРТОФЕЛЕМ

Для хлеба вам понадобится: 280г ржаной муки, 225г другой муки (пшеничной или пшеничной цельно-зерновой, муки грубого помола), 420мл теплой воды (иногда 500мл уходит), 15г соли, примерно 80г сваренного и натертого на мелкой терке картофеля, примерно 60г кислого теста.

Ржаную муку с 2/3 воды и кислым тестом перемешать. После этого отнять немного теста и положить в стеклянную банку в качестве кислого теста для следующей выпечки хлеба (хранить в холодильнике)

Затем добавить другую муку, соль, картофель и оставшуюся воду и положить хлебное тесто в смазанную маслом хлебную форму. Закрыть мокрым полотенцем и 8-9 часов оставить подниматься. Может случиться, так, что тесто приклеится к платку, тогда обильно смочить платок водой и аккуратненько отнять его от теста.

Подогреть до 200 градусов духовку и подошедший хлеб туда поставить. Выпекать при 180 градусах примерно 60 минут. Под конец выпечки можно немного сбрызнуть хлеб из распрыскивателя, тогда он будет блестеть. Готовность можно определить постукиванием, хлеб должен звучать как пустой.

jpg

Кислое тесто делается в три шага.

1. 100г ржаной муки, 100 мл воды, 1 ст. ложка кефира. Все перемешать, переложить в высокую стеклянную (керамическую, фарфоровую) форму, накрыть и оставить при комнатной температуре 24 часа стоять.

3. Добавить 300г ржаной муки, 200 мл воды, перемешать и снова на 24 часа.

После всего этого тесто готово. Можно хранить 1 месяц в прикрытой банке в холодильнике.

Ржаной хлеб на закваске из КЕФИРА

Все продукты перемешать и оставить на 12 часов. Выпекать 1-1.5 часа.

Приготовление закваски:

В прокисшее молоко (после пика кислости, но ещё не кефир), добавляется немного сахара (для брожения), замешивается ржаной мукой до густоты сметаны. Оставляем на день, два. Тут важно поймать момент, т.к. если переждать, то появится плесень, и придётся делать всё заново. Как только появятся первые пузырьки, дырочки или т.п., всё снимаем и убираем в холодильник, закваска готова.

ДОМАШНИЕ ДРОЖЖИ

Из изюма. Берут 100-200 грамм изюма, промывают тёплой водой, помещают в бутылку с широким горлышком, заливают тёплой водой, добавляют немного сахара, завязывают сверху марлей в 4 слоя и ставят в тёплое место. На 4-5-е сутки начнётся брожение, и можно ставить тесто.

Из сухого хмеля. Заливают хмель горячей водой (1:2) и кипятят в кастрюле. Если хмель всплывает, его топят в воде ложкой. Когда вода испарится настолько, что отвара останется вдвое меньше первоначального, его сцеживают. В остывшем тёплом отваре растворяют сахар (1 ст. ложка на 1 стакан отвара), смешивают с мукой (0,5 стакана муки на 1 стакан отвара). Потом дрожжи ставят в тёплое место на двое суток для брожения. Готовые дрожжи разливают в бутылки, укупоривают и хранят в прохладном месте. Для приготовления 2-3 кг хлеба необходимо 0,5 стакана дрожжей.

Из диких ягод.

Знаете, такой дымчатый налет на ягодах, как черника, голубика, сливы. Это и есть дикие дрожжи! Он есть и на всех лесных ягодах. Только на садовых, если ягоды удобрялись хим. удобрением, их лучше не использовать.

Подсушить такие ягоды или кожицу от слив. Можно хлеб начать с замешивания муки с водой и добавкой диких ягод. Вкус и качество хлеба будет другим, однако, тоже натуральным и здоровым.

Хлеб на РЖАНОЙ закваске

Если готовить закваску с самого начала, это займет два дня. А уже к следующему разу, отщипнув кусочек от готового теста, хлеб печется в течение дня.

ОПАРА (ЗАТВОР)

Если у вас уже есть закваска (кусочек теста) от предыдущей выпечки, тогда берем этот самый кусочек теста, заливаем теплой водой и ждем, когда он размягчится. Затем добавляем туда ржаной муки до консистенции сметаны. Также, можно добавить сюда пророщенное и перекрученное зерно ржи. Заводить опару можно с вечера, мне, например, так удобнее (вечером поставил, утром замесил). Хотя, если у вас в доме слишком жарко, время опары нужно сократить, иначе все перекиснет. Ставим опару в теплое место, накрыв полотенцем. Сахар можно не добавлять, т.к. сама рожь обладает свойством сквашивать тесто.

Когда тесто запузырится и увеличится в объеме (от 4 до 8 часов, в зависимости от температуры в помещении), пора замешивать каравай.

ЗАМЕС

Перед замесом, в готовую опару нужно добавить того, чего хотите (соль, пряные семена: например, кориандр, тмин, укроп, фенхель, можно семечки). Если печем ржаной хлеб, то муку добавляем только ржаную. Если серый, то добавить часть пшеничной муки, можно перекрученное зерно. Тесто можно замесить крутое, тогда хлеб получится плотный, дольше не будет сохнуть. Кому нравится более легкий хлеб, тесто можно замесить по консистенции самой густой сметаны (совсем уж жидкое тесто плохо пропечется).

На этом этапе отщипываем кусочек теста (закваску) для будущего каравая. Если вы добавляете пшеничную муку, отложите закваску до этого.

Каравай выкладываем в смазанную растительным маслом форму на 1/3, ставим в теплое место, прикрыв полотенцем. Хлеб должен подняться в 2 раза, в духовке он еще поднимется.

ВЫПЕКАНИЕ

Хлеб ставим в хорошо разогретую духовку. Печем в духовке примерно час, (в печи 30-40минут) Точное время не даю, т.к. я столкнулась с разными духовками и не у всех процесс выпекания одинаковый. Примерная регулировка температуры 250 градусов 15-20минут, 200 градусов 20-25 минут, 150 градусов 15-20 минут. Хлеб из более легкого теста печется меньше.

Готовность хлеба определяется по внешнему виду, и по пустому звуку (со временем вы определите свое время для выпечки). Готовый каравай вынимаем из формы, укутываем в толстое полотенце и оставляем медленно остывать. Горячий ржаной хлеб еще с клейковиной, а в процессе медленного остывания влага испаряется и хлеб становится вкуснее. Особенно это касается хлеба из легкого теста.

ХРАНЕНИЕ ЗАКВАСКИ

Если вы для следующего хлеба отложили жидкую закваску, то имейте в виду, что она храниться недолго. Из-за того, что в ней много воды, она быстрее плесневеет. В этом случае, вы либо добавляете в нее ржаную муку (превращая в плотный кусочек теста), либо используете ее в течение 7-10 дней. Если вы хотите долго хранить жидкую закваску (правда, не знаю зачем), тогда ее нужно периодически «подкармливать»: Для этого, добавьте в нее немного воды и ржаной муки и дождитесь, когда она запрузырится, затем снова в прохладное место. И так каждые 10-12 дней, пока не используете ее по назначению)

Как приготовить самую первую ржаную закваску.

Если нет, тогда вот рецепт:

Вечером, в стакане воды растворить 1 ч.л. меда, добавить ржаную муку до консистенции сметаны, поставить в теплое место. Утром добавить еще стакан воды и столько же муки и снова в теплое место. Вечером уже готовьте опару (затвор). Для этого, добавьте еще стакан воды и муки до консистенции густой сметаны, снова в тепло (но по опыту, уже без излишнего тепла, иначе закваска будет чересчур кислой). Рано утром замешиваем тесто. Далее, все, как описано выше.

Если вы хотите испечь булочки или пирожки из пшеничной муки, вы также можете использовать ржаную закваску.

Для этого, начиная с этапа 1, добавляйте только пшеничную муку. Опара приготовится быстрее, т к пшеничная мука легче. При замесе, можно добавлять любые другие ингредиенты: масло, яйца, сахар и т.п.

Освоив один из рецептов хлеба на природной закваске, вы легко освоите и любую другую закваску.

Источник

Tags: , , , , , , ,