рецепт сомы на мухоморах

admin

Рецепт сомы на мухоморах

WY5y GEf A

Этнографических данных об употреблении мухоморных настоев для достижения ИСС (не в целительстве) не очень много и они не содержат конкретной рецептуры. По источникам известно, что настои пили обские угры, сахалинские нивхи, ительмены Камчатки и некоторые другие народы Севера.

Один московский экспериментатор пробовал вымачивать мухоморы в молоке, а потом пить получившийся настой. При этом он получил очень слабый эффект, который назвал «сонливостью». Вообще, молоко взаимодействует с мухомором известным способом, нейтрализуя мускарин и некоторые другие токсины. Его рекомендуют пить при остром отравлении грибами: мухоморами, волнушками, так же содержащими мускарин.

М. Хоп-пал упоминает, что в венгерском фольклоре taltos, шаманы употребляющие мухоморы, имели обыкновение заходить к простым людям с настойчивым требованием дать им молока. Так же некоторые исследователи полагают, что в Древнем Иране существовал особый опьяняющий галлюциногенный напиток, приготовленный посредством толчения в молоке мухоморов. Этот напиток известен под индийским названием сома или персидским – хаома.

Над идентификацией сомы начали задумываться еще давно. В разное время сому отождествляли то с эфедрой, то с молочаем, то с коноплей, то с сирийской рутой. Э. Шюре в книге «Великие посвященные» пишет, правда довольно сумбурно: «Сома соответствует Агни (огненная космическая сила). В действительности, это напиток из перебродившего растения, которое возливается при жертвоприношениях богам. Боги выпили его и сделались бессмертными; люди, в свою очередь, станут бессмертными, когда выпьют его у Ямы (индийский бог смерти) в обители блаженных. А до тех пор напиток дарует им здесь, на земле, силу и долговечность; это – амврозия и вода обновления. Она питает, проникает в растение, оживотворяет семя животных, вдохновляет поэта и дает полет молитве».

Сома, выпитая человеком, открывает перед ним видение сверкающего красотой рая, описанного в «Рамаяме»: «Эта земля омывается озерами с золотыми лотосами. Там тысячи рек, покрытых лепестками цвета сапфира и ляпис-лазури, а озера, блистательные как утреннее солнце, украшены золотыми островками розовых лотосов. Страна повсюду покрыта самоцветами, драгоценными каменьями и яркими коврами синих лотосов с золотыми лепестками. Вместо песка ложе рек образует жемчуг, самоцветы и золото, а их осеняют златолиственные деревья. Эти деревья постепенно приносят румяные плоды и благовонные цветы, и на них гнездятся мириады птиц».

Р. Г. Уоссон, подробно изучив священные тексты и образцы художественного творчества, пришел к выводу, что сома является грибом Amanita muscaria – красным мухомором. Это было сделано на бумаге, опыты же самого ученого с мухомором не дали ничего похожего на видение страны, повсюду покрытой самоцветами и драгоценными камнями. Из этого Р. Г. Уоссон заключил, что есть какой-то тайный способ приготовления напитка.

Э. Шюре говорит, что сома представляет собой начало абсолютно женское и тождественна древнему женскому образу луны. Мы знаем, что мухомор у народов Севера, классически, так же связывается с женскими энергиями. И амрита, и мухомор непосредственно причастны к созданию мира, изначально пребывая в нем самом. Сому приносит на землю из-за гор орел, а мухомор создает ворон, живущий на горе. Образы этих двух птиц взаимозаменяемы даже в шаманском фольклоре. Бог-громовержец Индра пьет сому, чтобы обрести силу, и хозяйка погоды в корякском фольклоре так же не прочь попробовать мухомор. И то, и другое употребляется различными персонажами для обретения способности заглянуть в царство мертвых еще при жизни. Аналогий можно найти еще предостаточно, но, тем не менее, сам факт существенного различия в описаниях видений говорит больше за то, что сома не была мухоморным настоем, как бы этого не хотелось.

Под действием мухомора человек не попадает в сверкающий мир, хотя и может видеть свет, многое зависит от культурных установок. Интоксикация мухомором, объективно, тяжела и, в каком-то смысле, мрачна, при любом «серьезном» способе употребления из известных.

В девятой мандале «Ригвед», представляющей собой восхваление сомы, и в других текстах, в том числе иранских, посвященных хаоме, отсутствует одна из главных и, кажется, постоянных особенностей отравления мухомором –распирание головы употребляющего с одновременным ощущением собственного тела в виде грибообразной фигуры.

Что-то очень похожее на видение рая может присутствовать и при приеме мескалина. «Пейзажи, архитектурные сооружения, россыпи самоцветов, яркие и запутанные узоры – они, в атмосфере сверхъестественного света, сверхъестественного цвета и сверхъестественной значимости, суть вещество, из которого создана страна антиподов разума», – делится своими переживаниями от мескалина О. Хаксли. Надо отметить, что мескалин, содержащийся в мексиканском кактусе пейоте, биохимически родственен лизергиновой кислоте, с которой индоевропейцы могли иметь дело, например при употреблении спорыньи.

Мы не будем здесь подробно останавливаться на химических составах растений, претендующих на роль сомы, и связанной с ними мифологии, поскольку этому вопросу уделено достаточно внимания в иной литературе. Ясно одно: под изначальным понятием «сома» навряд ли скрывается мухомор, хотя последний и дает при незначительных дозах ощущение прекрасного.

Схожесть сомы и мухомора в легендах может иметь начало не в дикости образа, а во взаимопроникновении и обогащении сюжетов, связанных с употреблением растительных галлюциногенов. Если разобрать тексты о соме и, например, опиуме, мы так же увидим много общего.

Источник

Моя первая Сома Мухомора. Кажется, до этого я употреблял Мухомор не совсем правильно. Идея РАПЭ

Сентябрь 14, 2020 @ 22:40

Сейчас начну, а дополню и закончу завтра. После того как посплю. Потому что сегодня одно видео нашел интересное от Епифана, он говорит что после распития Сомы попадает в осознанный сон. Вот, я тоже хочу попробовать, хотя не думаю что у меня это получится — я с осознанными снами не дружу как-то, не получается у меня в них удержаться, даже если (очень-очень редко) туда и попадаю.

В общем, хочу рассказать о том важном, что я сегодня понял касательно Мухомора.

Как я готовил Сому

Взял 3.11 грамма высокотемпературных Мухоморов (высушенных при 70-78 градусах в духовке).

IMG 20200914 184430

Перемолол в кофемолке в как можно более мелкую пыль (мелкую-мелкую).

IMG 20200914 191324

Теперь важное отступление! После того как освободил кофемолку от пыли, на стенках осталось чуть-чуть мельчайшей пыли. Я решил послюнявить пальчик и соскрести все эти остатки, и каждый раз облизывал пальчик =). Я не знаю, сколько там вышло соскрести пыли в граммах. Наверное, даже 0.1 грамма не будет, то есть вообще самый-самый мизер. Но довольно заметный эффект мухоморного опьянения последовал уже минут через 5-10, наверное! Я ОХРЕНЕЛ!

И тут до меня дошло, насколько НЕПРАВИЛЬНО я употреблял Мухомор раньше! Я просто брал кусочки сухой шляпки и жевал. То есть, Мухомор сразу попадал в желудок и уже оттуда всасывался в кровь. А это просто пустой перевод Мухомора! Сегодня я понял, что в миллион раз эффективнее молоть его в мельчайшую пыль, и эту пыль потихонечку, буквально в мизерных количествах, помещать в полость рта. И не глотать ее, а просто размазывать по языку и деснам.

Откуда она ЧЕРЕЗ СЛИЗИСТЫЕ всасывается в кровь НАПРЯМУЮ и моментально! И довольно заметный эффект можно испытать даже от самой минимальной дозы. И мухоморное опьянение наступает уже через 5-10 минут, а не через полчаса.

Далее высыпал мухоморную пыль в полулитровую кружку. Да, возможно это очень большая кружка =). Просто она мне досталась от моей прабабушки, еще моя прабабка из нее пила, поэтому эта кружка у меня любимая =) и я решил что если уж готовить Сому, то в любимой кружке.

IMG 20200914 191316

Далее до половины я залил кружку горячей водой около 70 градусов. Кипятил чайник, далее выливал воду в миску для охлаждения, и когда она остывала до 70 градусов (остывает очень быстро), залил ею мухоморную пыль.

IMG 20200914 191815

Далее поместил кружку в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню так сказать) и закрыл блюдцем сверху — это для того, чтобы вода в кружке не остывала слишком быстро и чтобы заварилось всё как следует.

IMG 20200914 192646

Заваривал 15 минут. Аромат у настоя получается очень вкусный, не понимаю как кто-то там нос воротит =). И на цвет настой очень красивый. Фильтровать полученный настой от Мухомора, как это делают другие, я НЕ СТАЛ. Потому что не вижу в этом никакого смысла — пыль была настолько мелкая, что такую и фильтровать нет никакого смысла.

IMG 20200914 192931

После чего подогрел на плите молока, и долил в заваренный настой молоко до полной кружки. И добавил большую ложку мёда. На вид Сома вышла как немного желтоватое молоко. На вкус — весьма напоминает какой-то грибной бульон, так что никакого отвращения не вызывает а даже наоборот, весьма приятно. Это, кстати, очень странно (что напоминает грибной бульон по вкусу). Потому что когда кушаешь сухой Мухомор — он напоминает нечто среднее между курицей и сушеными кальмарами к пиву, но грибного вкуса в нем не ощущается.

IMG 20200914 194042

IMG 20200914 194214

Выпил сразу 4 больших глотка, так как если по 3 пить, то могу всё и не выпить, слишком надолго растянется, а уже вечер. Кружку с Сомой поставил в кастрюлю с теплой водой на водяную баню, на плиту включенную на самый минимальный подогрев, чтобы Сома всегда была теплой. Через час сделал еще 4 глотка и еще через час — еще 4 глотка. Сейчас вот уже три раза как бы принял по 4 глотка.

По эффекту — мне понравилось, прикольно и интересно, но ничего особенно эксклюзивного я пока не почувствовал (хотя ожидал чего-то необычного).

Действие очень-очень мягкое, возможно даже еще мягче чем от обычного поедания сухих высокотемпературных шляпок. Прям вот вообще очень нежно забирает, тому кто любит нежность =) такой способ приема Мухомора должен понравиться. Опьянение довольно стойкое и приличное, но при этом абсолютно трезв и ни малейших побочных эффектов типа сонливости или чего-нибудь еще. Сейчас вот (прошло 2 часа с начала распивания) — встал из-за компа, дошел до кухни, есть странное ощущение какой-то анестезии по всему телу, типа как я перестаю его ощущать. Тру друг об друга руки — и очень странно и необычно ощущается, как будто действительно анестезия какая-то и руки словно тебе не принадлежат.

Читайте также:  бургер кинг за 150

При обычном поедании сухих шляпок я тоже ловил временами нечто подобное, но обычно такие эффекты возникали уже на самом пике (через 5 часов), а сейчас прошло всего 2 часа.

А что надо делать под Сомой? А надо — ЖИТЬ. Миллион раз об этом говорил. Если отличная погода и тепло, то идти на велике кататься как минимум. Если есть друзья или девушка — бегом к ним бежать. Я думаю дружеские посиделки с разговорами или романтический вечер с девушкой — это вообще то, ради чего Мухомор и создан =), вот тут он раскроется на все 100% целиком и полностью, но надо понимать что проводя время с друзьями/девушкой тебе нельзя будет пить алкоголь, разумеется. А не всякая девушка и друзья способны проводить время вместе без алкоголя, российское общество глубоко больно =), вокруг одни наркоманы ебаные.

Но я не парюсь как бы по этому поводу — потом как-нибудь попробую и в другой ситуации, а пока вот решил впервые затестить Сому в одиночестве дома. А так вообще, тут термос нужен конечно. Сделал Сому, залил в термос чтобы теплая всегда была, закинул в рюкзак — и ГОУ, ИСКАТЬ ПРИКЛЮЧЕНИЯ =). Идешь в кино, я не знаю… по девчатам на массажик… с друзьями встретился-пообщался… И каждый час отпиваешь, отпиваешь, отпиваешь потихонечку, пока всё не закончится полностью. Вот как я вижу идеально правильное распитие Сомы! Движуха нужна какая-то позитивная! Лично я все свои самые мощные эйфории и кайфушки от Мухомора ловил именно во время движухи, пусть это будет даже просто катание на велике в одиночестве в хорошую погоду приятным вечером. А дома сидеть — не-а, лично мне этот вариант не подходит.

РАПЭ из Мухомора

По поводу пыли из Мухомора… Только сейчас я вспомнил, как кто-то где-то говорил, что вдувает себе мелкую мухоморную пыль через нос — типа как РАПЭ из Мухомора. И этот человек рассказывал, что если вдувать в нос даже очень мизерную дозу пыли — эффект очень мощный, так как вещества всасываются в кровь через слизистые, что намного эффективнее.

vlcsnap 2020 09 14

На этом всё. Завтра дополню эту статью более подробно, после того как посплю. Возможно, еще произойдет что-то интересное и необычное, хотя я, если честно, ничего интересного не жду, так как не верю что при сидении дома Мухомор сможет чем-то удивить. Ну да посмотрим…

Спрашивали у меня тут недавно, что с алкоголем от Мухомора. Да в том-то и дело, что ничего с алкоголем =). Даже сказать ничего не могу. Я как свою последнюю бутылку пива выпил где-то в июне примерно, так с тех пор не то что не пил ничего, а даже самого малейшего желания глотнуть чего-то алкогольного не возникло. Микродозить Мухомор начал с середины июля и с тех пор как обрубило просто. 30 сентября днюха будет, скорее всего с родителями за столом отмечать придется, так даже не знаю стану ли что-то пить — скорее всего нет, так как даже когда вспоминаю вкус алкоголя (даже того, который раньше безумно любил), мне неприятно становится. А когда начинаю вспоминать эффект алкогольного опьянения — то не то что неприятно, а вообще омерзительно. И я не хочу больше никогда этого состояния испытывать, так как оно очень скверное.

Поэтому если я хочу испытать опьянение (а я люблю это состояние и хочу испытывать его часто) — то исключительно мухоморное. Потому что оно мне нравится намного больше алкогольного. Во-первых, оно просто… ДРУГОЕ. Во-вторых, при алкогольном опьянении целая куча неприятнейших побочек, а при мухоморном — их нет вообще. В-третьих истекает из во-первых — при мухоморном опьянении ты остаешься полностью трезвым и абсолютно бодрым, а не превращаешься в тупой расхлябанный кусок говна. В-четвертых, алкогольное опьянение (его приятная фаза) крайне краткосрочно и очень быстро проходит, в то время как Мухомор только пика достигает примерно 5 часов, и забирает очень надолго.

author

© 2011-2021,
Блог Михаила Ситнянского

Источник

Попал в легкий мухоморный трип… без Мухомора. Что-то невероятное происходит. Распиваю Сому на ряженке =)

Октябрь 13, 2020 @ 22:20

ЭГО своего уже двое суток не видел =). Даже волноваться за него начинаю =). Все ли с ним в порядке хоть? =) Не попало ли в беду какую? =) Вообще ни разу за двое суток не объявилось, даже по-мелочи =). Для меня прям это очень странно и необычно. Дело в том, что я эти два дня и Мухомора то даже не принимал =). Позавчера перед сном микроскопические 1.2 грамма в последний раз.

Вот, сижу… =) С тренировочки, приятно уставший =). На часах почти 9 вечера. Только что приготовил себе Сому из 3 грамм Мухомора =). На ряженке, прям по рецепту Епифана =). Только без мёда, считаю что он тут лишний — и без него сладко и вкусно. Ну и запаривал я Мухомор не кипятком, как Епифан, а минут на 5-6 чайник остыть оставил с открытой крышкой, чтобы температура воды градусов до 80-90 упала. Хотя Епифан вот шпарит кипятком крутым и говорит, что всё прекрасно работает, вещества не убиваются…

Жмых от Мухомора тоже не выбрасываю. Растолок толкушкой в кружке, заварил, ряженкой залил, и так со жмыхом и пью. Вообще, считаю вопиющим кощунством от Мухомора избавляться и выбрасывать его. Ему наши предки поклонялись тысячелетиями, самое Священное Растение на нашей территории, а они его выбрасывают после заваривания… По мне так это просто плевок в лицо Природы-Матери. Это что, отрава или говно что ли? Чтобы его выкидывать…

Ммм… как же кайфово =). Не обманул Епифан с ряженкой, действительно вкусно! =) А вместо мёда я вот пару шоколадок по акции купил. Всего по 36 рублей продаются сейчас вместо 64, кажется. Купил вот с апельсиновой и с вишневой начинкой. Божественно… Просто божественно… =) Я раньше «стандартный» шоколад только покупал, горький, темный или молочный. И думал, что все эти «фруктовые» сорта — хрень полная. Как же я ошибался, ребята… Как же ошибался… =) Знаете, мне иногда кажется, что я вообще во всем в жизни ошибался раньше =)). А теперь вот, видимо благодаря Мухомору — больше не ошибаюсь =)). Вишневую пока не пробовал, но апельсиновая — это просто ЭДЕМСКОЕ что-то =). И главное — заходит очень легко! Стандартную шоколадку когда доедал ближе к концу — то тяжело и неприятно было, чувствовал что обожрался. А апельсиновую вот почти всю за вечер умял =) — и абсолютно никакой тяжести, заходит просто легчайше… просто легчайше… =)

IMG 20201013 202914

Ближайшие 3-4 часа распивать буду =). Настроение классное, мухоморное такое… =) И новый массажер для простаты сегодня вечером первый раз опробовать буду =), как раз вот зарядил его только что полностью.

Блин, ряженку никогда в жизни терпеть не мог. Последний раз пробовал много лет назад (у меня мама ее любит, часто покупает себе). Даже вкус забыл, помню только что неприятный. А тут купил ряженки «Большая кружка: нежная 4%», открыл и обалдел просто! Вкуснотища же! =) Ну вот как такое возможно?! Всю жизнь не переваривал вкус ряженки, а теперь наверное и йогурты перестану покупать! Потому что ряженка кажется мне вкуснее любых йогуртов! Йогурты фруктовые, вкус какой-то ненастоящий, чувствуется что ароматизаторы. А тут прям натуральный вкус, натуральный такой! =)

IMG 20201013 203125

Сому пью третий раз только. До этого делал пару раз на молоке с медом (тоже 3+ грамма) — как-то вообще не оценил… Не моё. Но на днях подумал, что может я просто неправильно всё делал (из дома уходил, двигался)? Решил вот снова Сому сделать, только на этот раз дома вечер проведу, в покое. Допью до конца ночью и спать лягу. С расчетом на то, что возможно ночью через сон что-нибудь интересное произойдет?

Попал в легкий мухоморный трип… без Мухомора

Фух… Что сегодня ночью и было, ребята… Что сегодня ночью и творилось… =) Охреневший от происходящего в 6:30 утра проснулся и даже в комнате всё плыло, как будто эта реальность ненастоящая, а то куда я попал сегодня во сне — было ох каким настоящим… А когда потом в 11 утра окончательно проснулся — даже обои на стене и плинтусы под потолком вибрировали часто-часто, как вибратор все равно =). Правда, через 5 минут, после того как очнулся ото сна окончательно, всё пришло в норму.

А НОЧЬЮ — ЭТО БЫЛО НЕЧТО!!

В общем, не знаю каким образом такое могло произойти и случиться, но я как-то смог попасть в ТРИП, находясь во сне! Но удивительное не в этом. А в том, что последнюю микродозу Мухомора (всего лишь ничтожные 1.2 грамма) я употреблял ЗА СУТКИ до этой ночи, то есть ни вчера днем, ни вчера вечером я вообще Мухомора не употреблял! Получается, что я попал в Мухоморный трип… БЕЗ МУХОМОРА!

IMG 20201013 210246

Как такое возможно, сам не понимаю. Никогда бы не поверил в такое. Но когда в 6:30 утра проснулся от этого трипа — шоковое состояние было просто, такие вещи со мной во сне еще никогда не происходили, настолько это был прекрасный уютный мир с абсолютно другими физическими законами, точнее физических законов там вообще не было, не было никаких физических ограничений… Но это не другой мир. А как бы объяснить… изнанка нашего мира, что ли… Там были те же самые места, те же самые люди что и здесь, но выглядели эти места и люди совершенно не так как выглядят в этом мире, а совсем иначе.

Читайте также:  варить рис в микроволновке в посуде тапервер

В общем, словами это описать нереально. Это я понял, когда проснулся. Я прямо в 6:30 утра хотел побыстрее вскочить, включить комп и по свежей памяти описать всё! Но тут же понял, что никак… ну никак этого не описать, блеать! Хотите верьте, хотите нет. Это просто как бы…. ДРУГОЕ АБСОЛЮТНО… это абсолютно невозможно описать на нашем языке, как ни старайся. Это просто нечто абсолютно несовместимое ни с нашим языком, ни с нашим мышлением или чувствами (в их стандартном ежедневном состоянии). Поэтому это невозможно передать. Если я попытаюсь описать это — я смогу передать только белиберду полную =), только внешнюю форму как бы… Которая не имеет никакого смысла на самом деле, потому что это надо ощущать ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ, а визуальная составляющая это всего лишь 5%, вы даже не поймете ничего из того что я чувствовал.

IMG 20201013 210534

Но я все равно попробую, только завтра. И главное знаете… проснулся, лежал с закрытыми глазами и пытался как можно больше деталей из этого «трипа во сне» запомнить, но такое впечатление, будто кто-то (или что-то) специально мне препятствовали в этом, и прям стираться, стираться, стираться всё очень быстро из памяти начало… То, о чем я и говорю. Это информация совершенно иной природы, и когда ты выходишь из трипа и твое Сознание возвращается в привычное ежедневное нормальное состояние — оно просто НЕСПОСОБНО запомнить те ощущения, которые ты ощущал ТАМ, потому что они НЕСОВМЕСТИМЫ с нашим обычным состоянием Сознания. Именно поэтому, наверное, тебе и кажется, что все воспоминания из трипа очень быстро растворяются после выхода из него, как будто их кто-то специально спешит удалить, стереть из твоей памяти…

Фух… Меня это шокировало, конечно. Я даже не принимал Мухомора! И каким-то образом попал в Мухоморный Трип во сне. И когда сегодня проснулся — весь день ходил абсолютно спокойный, всё классно так вокруг, приятно, ЭГО даже на горизонте ни разу не появилось, равно как и вчера! И всё это БЕЗ МУХОМОРА! Я еще днем сегодня удивился: «Я же не принимал микродоз уже 1.5 суток, почему же у меня состояние такое, как будто я микродозу принял?»

И знаете, к какому выводу я пришел сегодня?! Возможно, за 2.5 месяца микродозирования либо Мухомор внутри меня накопился (накопительный эффект), либо мое Сознание после столь длительного приема Мухомора уже начало тотально меняться, либо начал (на физическом уровне) изменяться сам мозг… и теперь я иногда могу даже попасть в легкий Мухоморный Трип или вызвать у себя Мухоморное Состояние самостоятельно, то есть мне даже Мухомор для этого принимать не обязательно.

В общем, всё это начинает меня захватывать все больше и больше!! =) Ладно, на этом всё. Хочу провести вечер наедине с Мухоморной Сомой и ни на что не отвлекаться =)

Я, кстати, знаете что сегодня неожиданно для себя отметил?! Вот ведь дурень! Заметил это только сегодня! =)

А как начал употреблять Мухомор, он ведь ЭГО то заглушает глобально… Вот потому и разговаривать с собой перестал почти. Потому что говорить больше не с кем стало =). ЭГО то заткнулось… Теперь всё чаще просто молчу и понимаю, насколько же это прекрасно — просто молчать =)

А мне бабушка еще в детстве говорила: «Тот, кто разговаривает с самим собой — разговаривает с Чертом!»

Блеать… Я всю жизнь считал это за религиозное мракобесие просто, за скудоумие старческое =), а сегодня вот понял: а ведь ювелирно точно сказано! Идеально точно! Грандиозно точно!

Тот кто разговаривает с собой — разговаривает со своим ЭГО. А ЭГО — это и есть Черт! ЭГО и есть Дьявол. ЭГО и есть Сатана!

author

© 2011-2021,
Блог Михаила Ситнянского

Источник

«Мы выпили Сому, мы стали бессмертными. »

На дне глубокой могилы хунну, затерявшейся в горах Ноин-Ула, археологи российско-монгольской экспедиции обнаружили то, что давно надеялись найти: слой глины, в котором угадывались очертания остатков ткани. Вышитый ковер, возвращенный к жизни руками реставраторов, поведал длинную и удивительную историю.

Сама ткань была изготовлена в одном месте, вышита в другом, а через две тысячи лет найдена в погребении человека, которому она никак не могла предназначаться. Но главный сюрприз ученым преподнесла уникальная вышивка, выполненная шерстяными нитками. Сюжетом для нее стал, очевидно, древний зороастрийский обряд, главным действующим лицом которого выступает… гриб. В центре композиции изображен царь и/или жрец, который держит над священным алтарным огнем «Божественный» гриб, внешне схожий с известным психотропным видом Psilocybe cubensis.

Есть основания считать, что в руки ученых попало вещественное доказательство того, что древний обрядовый напиток «сома» изготовлялся из грибов семейства строфариевых, содержащих уникальный стимулятор нервной системы псилоцибин

В 2009 г. при раскопках 31 кургана хунну (конец I в. до н. э – начало I в. н. э.) могильника Ноин-Ула (Монголия) экспедиция Института археологии и этнографии СО РАН и Института археологии Монголии обнаружила чудом сохранившиеся шерстяные ткани с вышивкой. Их полная реставрация займет еще много времени, но уже первые восстановленные фрагменты оказались источником уникальной информации.

В в глубокой могиле хунну, укрывшейся в заросшей лесом пади Судзуктэ, на дне погребальной камеры археологи нашли то, чего очень ждали: слой глины, в которой угадывались очертания остатков ткани.

Это была третья известная на сегодня подобная находка, и все они были сделаны в известном хуннском могильнике Ноин-Ула: первые фрагменты уникальной ткани были найдены здесь еще в 20-е гг. прошлого века экспедицией выдающегося путешественника и ученого П. К.Козлова. Как и многие другие вещи, драгоценные ткани попали в могилы богатых кочевников благодаря торговле, осуществляемой по Шелковому пути. Хунну не были участниками торговых сделок, но они контролировали большой участок этого неиссякаемого источника иноземных вещей.

74dbdaeef8955f460ace65a68756b10c

Основываясь на первой находке, ученые предполагали, что ткань из хуннского могильника была бактрийского производства (Пугаченкова, 1966). Однако находки, сделанные в 2006 и 2009 гг., не позволяют так однозначно идентифицировать этот уникальный текстиль. Но, пожалуй, самый большой сюрприз исследователям преподнесла находка 2009 г., точнее – вышитый на ткани необычный сюжет с участием людей и животных.

Найденные фрагменты текстиля составляли ковер, сшитый из нескольких полотнищ темно-красной шерстяной ткани. Сама ткань, скорее всего, предназначалась для мантий. На это указывают вытканные на ней очень характерные неширокие полосы темно-бордового цвета с «выемками». Эти важные орнаментальные детали известны не только по многочисленным находкам реальных тканей в Сирии (Дура-Европос), Пальмире и Палестине (Пещере писем), но и по изображениям на фресках, на росписи египетских саркофагов, а также на раннехристианских мозаиках (Yadin, 1963).

Так же, как и на известных тканях для мантий, вытканные полосы на «хуннской» находке не тянутся от кромки до кромки, но начинаются и заканчиваются в пределах одного полотнища. Их разрезанные куски были сшиты между собой, причем расположение тканых полос при этом не учитывалось: орнаментальный элемент, столь важный при изготовлении мантий, в этот раз оказался просто незамеченным.

Ткань с вышивкой занимала узкое пространство между деревянными стенками камеры и гробом, стоявшим посередине на другой, не вышитой ткани. По сути, вышитым ковром был застелен коридор, по которому ходили во время погребальной церемонии. Сверху на ткани лежал плотный слой специально принесенной синей глины, которую, согласно китайской традиции, использовали для придания погребальной камере водонепроницаемости. Такое глиняное покрытие задало огромный объем работ реставраторам, зато сохранило саму ткань.

У алтарного пламени

05aca3c288bc5c0af19ac82bdb8cb3e3Под руками реставраторов развернулся вышитый сюжет – шествие к алтарю. Сам алтарь (подставка для огня) представляет собой колонку с основанием, состоящим из двух ступеней и двухступенчатой перевернутой верхушкой. На колонке видны изображения кругов с точкой посередине –это распространенный древний символ огня и солнца. Подобные алтари в ахеменидское время были известны как новшество, введенное персами, прокламировавшими свою приверженность зороастрийской вере. «Пламя огня царского очага, поднятое таким образом, становилось символом их собственного величия» (Бойс, 1988, с. 75—76).

На алтаре ярко пылает огонь. У таких зороастрийских огней была воинственная природа: все, кто молился им, были воинами, сражающимися на стороне благих творений против тьмы и холода, зла и невежества.

…К огню идут мужчины. Они вооружены кинжалами, которые крепятся на правом бедре, и длинными мечами с кольцевидным или круглым навершием и длинными рукоятиями, подвешенными к поясу слева. Воины одеты в иранские костюмы, состоящие из красных штанов, узких или более просторных, и плотно облегающих фигуру курток с запахом на левую сторону либо более длинных кафтанов. Одежда подпоясана ремнями с пряжками и отделана мехом.

Черные пышные кудри воинов, уложенные рядами и ровно обрезанные на уровне ушных мочек, у некоторых подхвачены на лбу узкой лентой с развевающимися концами. Очень характерны выразительные профили широких круглых лиц с большими глазами, мягкими подбородками, пухлыми губами и большими, слегка вздернутыми «горбатыми» носами. Лица бритые, но над верхней губой у многих чернеет узкая полоска усов.

Читайте также:  как приготовить паровой омлет для ребенка при ротовирусе

Особое внимание привлекает фигура спешившегося всадника, одетого в бронированную длинную куртку, за спиной которого развевается что-то вроде шарфа или плаща. Безусое лицо его исполнено суровости. Левая рука поднята ко лбу в жесте адорации, принятом еще при Ахеменидах как знак преклонения перед божеством. Его коня ведет под уздцы вооруженный мужчина в короткой куртке, за спиной у него виднеется что-то вроде заплечного мешка, из которого выглядывает нечто, похожее на гриб.

51e46554db05f17c3fac70fd37255b5d

Стиль изображения воина с конем в деталях повторяет изображения на лицевой стороне монет индо-скифских (сакских) царей: Азеса I, Азилеса и Азиса II, правивших в Северо-Западной Индии примерно с 57 г. до н. э, а также их преемника Гондофара, первого индо-парфянского правителя Западного и Восточного Пенджаба (20 г. н. э. – 46 г. н. э.).

На этих монетах мы можем увидеть таких же приземистых круглых лошадок с длинными хвостами, перетянутыми нахвостниками и особым образом подстриженными (примета – обрезанная прядь у основания хвоста). Их нагрудный ремень так же, как на вышитом коне, украшен круглым фаларом.

Седло с четырьмя упорами в виде «рогов» тождественно реконструкции, сделанной на основании римских археологических материалов (Конноли, 2001), только вместо кожаных шнурков из-под седла свешиваются две когтистые лапы шкуры хищника, использовавшейся в качестве попоны. Считается, что такие седла появились к началу парфянского периода и были широко распространены у парфянской конницы; также известны они и у сармат. Всадники на монетах, как и вышитый воин, одеты в зауженные в талии длинные куртки, обшитые крупными прямоугольными пластинами – такие доспехи были известны у саков и парфян.

Эти совпадения являются важным аргументом в пользу предположения, что на ковре могут быть изображены индо-скифы или индо-парфяне.

Божественный гриб

3f49987bcfa3d4b198c24b385d5281acВышитый сюжет разворачивается далее… Мы видим людей, сосредоточенно стоящих у алтарного огня. Наиболее значима фигура стоящего слева мужчины – вероятно, самого царя или жреца, одетого в длинный, распахнувшийся внизу нарядный вышитый кафтан. У него на редкость выразительное лицо, а взгляд сосредоточен на грибе, который он держит обеими руками.

Жрец с Божественным грибом в руке. Вопрос о том, какое растение служило для приготовления Сомы/Хаомы – божественного напитка древних индийцев и иранцев, обсуждается уже более ста лет. До сих пор точно не определено растение, сок которого был необходимым участником ритуалов и который приносили в жертву древние индийцы и иранцы. Предположений имеется множество: от эфедры, конопли и опийного мака до восточного лотоса (например, Абдуллаев, 2009; McDonald, 2004; и др.). При этом никто из исследователей не отрицает, что в древности индийцы и иранцы употребляли в культовых целях напиток, содержащий какое-то психоактивное вещество: споры идут лишь о том, что это было за вещество и как оно влияло на сознание людей.

Переводчик и крупнейший знаток «Ригведы»(РВ) Т. Я. Елизаренкова писала: «Судя по гимнам РВ, Сома была не только стимулирующим, но и галлюциногенным растением. Сказать что-либо более определенное трудно не только потому, что ни один из предлагаемых на роль Сомы кандидатов не удовлетворяет по всем параметрам, а соответствует описаниям Сомы в гимнах лишь частично, но главным образом и потому, что язык и стиль РВ как архаичного культового памятника, отражающего поэтические особенности «индоевропейской поэтической речи», служат серьезным препятствием для идентификации Сомы. Ответа остается ждать от археологов: от их находок на территории северо-западной Индии, Афганистана и Пакистана (а не в далекой Средней Азии)».

c02bda2c1532ab4e28519ef80e52d3d2

Эти слова были написаны в 1999 г. – за десять лет до уникальной находки, ставшей ярким свидетельством использования в культовых целях грибов индо-скифами (саками) или индо-парфянами.

Гриб, изображенный на хуннском ковре, по предположению к. б. н. И. А. Горбуновой (лаборатория низших растений Центрального сибирского ботанического сада СО РАН, Новосибирск) вполне может быть отнесен к сем. строфариевых (Strophariaceae). По внешнему виду он имеет определенное сходство с видом Psilocybe cubensis (Earle) Singer [=Stropharia cubensis Earle].

320c4bf7870675c875ee1b4728ccfdf6Многие виды сем. Strophariaceae, особенно р. Psilocybe, содержат псилоцибин, уникальное психоактивное вещество, стимулятор нервной системы. Грибам, содержащим это вещество, отводится главная роль в психоделической теории эволюции Т. Маккены – одной из самых оригинальных точек зрения на происхождение человека, его языка, сознания и культуры.

«Наши далекие предки обнаружили, что потребление некоторых растений может подавлять аппетит, ослаблять боль, обеспечивать внезапный прилив энергии и невосприимчивость в отношении патогенных факторов, а также вызывать синергию познавательных способностей… Растительные алкалоиды, особенно галлюциногенные соединения, такие как псилоцибин, диметилтриптамин (ДМТ) и гармалин, могли быть теми химическими факторами в диете первобытных людей, которые явились катализаторами возникновения человеческой саморефлексии…. » (Маккена, 1995).

История на текстиле

Пора резюмировать чрезвычайно любопытную историю, развернувшуюся на ветхом текстиле, Изображенные на нем мужчины, которых мы считаем индо-скифами (саками) или индо-парфянами, исполняют обряд, указывающий на то, что они исповедуют какую-то форму зороастризма – об этом наглядно свидетельствует символ Ахура-Мазды, алтарь священного огня. Гриб, который держит в руках царь (жрец), может быть приношением огню, или он освящается огнем, после чего из него, возможно, приготовят сакральный напиток.

В Северо-Западной Индии, на территории которой, вероятно, разворачивается описываемое действие, в этот исторический период произошла встреча трех этносов, трех культур – индийской, иранской и грече­ской. У каждой из них были свои религиозные верования: веротерпимость и поклонение не только своим, но и чужим богам, все еще продолжали оставаться обычным явлением того времени.

0117040f7ae3d321e1fe5474c1207fa0

Важное значение для проникновения в суть разворачивающегося перед нами священодействия имеют такие, казалось бы, незначительные детали, как разбросанные по всему полотнищу изображения пчел и бабочек. Эти насекомые – древнейшие символы, объекты почитания, изображения которых имели в древности для людей совсем иное значение, нежели сейчас.

Суть этих образов живого мира природы, их мифологическое значение можно понять через слова, их обозначающие. Например, пчела отождествлялась в древности со Словом (первотворением божества) и с огнем (с душой). В связи с этим древнеанглийское beo («пчела») можно соотнести с индо-европейским *bhā-, означающее, с одной стороны, «говорить; слово», а с другой – «гореть, огонь». Подобным же образом персидское eng «пчела» соотносится с арамейским ogi «душа» и индо-европейским *og-en «огонь» (Маковский, 1996). Из мифологических представлений древних народов известно, что во многих культурах пчелы по ряду признаков отождествляются с людьми. Пчела была культовым насекомым Артемиды, пчелами назывались жрицы Деметры и Персефоны. Она была символом «медовых» Индры, Вишну и Кришны. В «Атхарваведе» духовное познание уподоблялось производству меда пчелами (Иванов, Топоров, 1992). Антисептические свойства меда делали его важным средством для сохранения некоторых продуктов питания у многих народов. В Мексике, например, мед с давних пор использовался для сохранения грибов, содержащих псилоцибин.

a4becd6698d41b890438fdb875dd05e6

Бабочка в греческой мифологии была олицетворением Психеи. Греческое слово «Психея» означает «душа» и «бабочка». В памятниках изобразительного искусства душа изображалась в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в Аид. (Лосев, 1992). Значение «душа» часто соотносится со значением «огонь, божественный огонь». В китайской культуре бабочка остается эмблемой долголетия. Жизненный цикл насекомого – гусеница, кокон, бабочка – воспринимается как наглядный пример метаморфоз с конечным обретением бессмертия, либо цикла новых рождений, ведущих к нирване. (Кравцова, 2004).

Возможно, тот фон, который создавали на рассматриваемом полотне своим присутствием бабочки и пчелы, символизировал царство душ – Иной мир – мир предков, в который попадали воины, отведав священных грибов.

cd852e34515c41e149b37704ee1e9bcb

…Круг замыкается. И насекомые, и гриб тесно связаны между собой цепочкой превращений и делают окружающий мир волшебным. «Мы выпили Сому, мы стали бессмертными, мы пришли к свету, мы нашли богов» (Ригведа. Мандалы 9–10. VIII, 48.3).

У ветхой ткани, найденной на затянутом синей глиной полу погребальной камеры хунну и возвращенной к жизни руками реставраторов, длинная и непростая история. Изготовлена она была в одном месте (в Сирии либо Палестине), вышита в другом (возможно, в Северо-Западной Индии), а найдена в третьем (в Монголии).

Ее находка через две тысячи лет – сущая случайность, удивительная сохранность – почти чудо. Как она оказалась в погребении человека, которому совсем не предназначалась, надолго, если не навсегда, останется для нас загадкой.

afb499604b748ad02d3cdd509a803e29

Но все же главная тайна уникальной находки в другом. Здесь нам посчастливилось столкнуться с чем-то совсем новым, необычным. В мир научных предположений вошли нежданные факты, осязаемые, как сама ткань, которая в буквальном смысле вернулась к нам из иного мира, чтобы продолжить рассказ о том, как человек становился Человеком.

Schmidt-Colinet A., Stauffer A., Al-As Ad Kh. Die Textilien aus Palmyra. Verlag Philipp von Zabern. Mainz am Rhein. 2000.

Yadin Y. The finds from the Bar Kokhba period in the Cave of Letters. Ierusalem: The Israel exploration society, 1963.

Маккена Т. Пища богов. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1995.

Wasson R. G. Soma: Divine mushroom of immortality.New York, 1968.

Маковский М. М. Язык-миф-культура. Символы жизни и смерти. М.: Инт-т русск. яз. им. В. Виноградова, 1996.

McDonald A. A botanical perspective on the identity of soma (nelumbo nucifera gaertn.) based on scriptural and iconographic records // Economic Botany 58 (suppl.). 2004. P. 147—173.

Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Наука, 1988.

Елизаренкова Т. Я. О Cоме в Ригведе. // Ригведа. Мандалы IX—X. М.: Наука, «Литературные памятники», 1999. С. 323—353.

Литвинский Б. А. Иранские и восточно-эллинистические храмы огня. // Эллинистический храм Окса. М.: Издательская фирма «Восточная литература РАН, 2000, Т. 1.

В публикации использованы фотографии М. Власенко (Новосибирск)

Источник

Tags: , , , , , , ,