в это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке

admin

В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта и программы по русскому языку.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала за 8-й класс и направлено на повторение предыдущего:

— правописание проверяемых безударных гласных;

— правописание непроверяемых безударных гласных;

— написания и-ы после ц;

— правописание окончаний прилагательных и причастий;

— гласные в приставках пре- и при;

— написание не с наречиями и глаголами;

-правильное написание наречий;

— написание н-нн в причастиях и наречиях;

— дефисное написание сложных прилагательных.

— запятая при однородных членах предложения;

— запятая в сложном предложении;

-обособленных определениях, обстоятельствах, дополнениях с предлогом;

— при вводных словах;

Грамматические задания направлены на выявления умений:

1.фонетического разбора слова;

2. разбора по составу;

3. работы с предложением с прямой речью;

3. синтаксического разбора предложения.

В то утро впервые в жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

Я смотрел в открытое окно, лёжа в постели, подрагивая от холодка зари.

Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись ворота, и пастух – хозяин, в новой синей поддёвке, в помазанных дёгтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу и приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше, жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, подбираясь понемногу ближе. А пастух всё играл, казалось, забыв про всё. Играл, запрокинув голову, играл как бы в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищённые голоса: «Вот это мастер! И откуда в нём столько духу!»

(140 слов) (По И. Шмелёву)

1. Сделать фонетический разбор слова:

2. Разобрать слова по составу:

3. Вычертить схему предложения с прямой речью. Перестроить предложение так, чтобы прямая речь была разорвана словами автора.

4. Синтаксический разбор предложения.

Источник

ВПР по русскому языку за 8 класс 2019 года Никулина М.Ю. — Вариант 2

1) Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

В то утро (в)первые в моей жизн.. я услыш..л пор..зивш..ю меня игру на п..стушьем 3 ро..ке. 4

Мне к..залось что п..стух то(же) это слыш..т и пон..мает как его слуш..ют и это ему пр..ятно.

В то утро впервые в моей жизн и я услыш а л пор а зивш у ю меня игру на п а стушьем ро ж ке.

2) Определите тему текста.

Тема текста — впечатление от игры пастуха на рожке.

3) Определите стиль и тип речи текста.

Стиль речи — художественный.

Тип речи — повествование с элементами описания.

4) Выпишите из выделенного предложения словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

в то утро; в моей жизни; на пастушьем рожке

стоял

с [с] — согласный, твёрдый, глухой
т [т] — согласный, твёрдый, глухой
о [о] — гласный, безударный
я [й’] — согласный, мягкий, звонкий
[а] — гласный, ударный
л [п] — согласный, твёрдый, звонкий
————————————-
5 букв, 6 звуков, 2 слога

VPR rus 8 klass 2018 Nikulina 2 variant 01

(На) пастушьем (рожке) — прилагательное

I. На рожке (чьём?) — пастушьем.
Н.ф. — пастуший
II. Пост. — притяж.; непост. — в пр. пад. ед. ч., м. р.
III. Рожке (чьём?) пастушьем.

VPR rus 8 klass 2018 Nikulina 2 variant 02

VPR rus 8 klass 2018 Nikulina 2 variant 03

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено необособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Расставьте знаки препинания. Графически объясните их постановку.

1) Книга верный друг.

2) Хорошо учиться наша главная задача.

3) Утро тихое и радостное.

4) Умение вести разговор талант.

В каком предложении отсутствуют знаки препинания и почему?

VPR rus 8 klass 2018 Nikulina 2 variant 04

В предложении 3) однородные сказуемые выражены прилагательными в полной форме, в таком случае тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

Выпишите предложение с составными глагольными сказуемыми и разберите его по членам.

VPR rus 8 klass 2018 Nikulina 2 variant 05

Прочитайте текст. Выпишите из него односложные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.

Токарев вместе с Изворовыми воротился в деревню. Все были печальны и молчаливы. Токарев вышел в сад. Вечер был безветренный и холодный, заря гасла. Сквозь поредевшую листву аллей светился серп молодого месяца. Пахло вялыми листьями. Было просторно и тихо. Токарев думал : «Идёшь по аллее, и листья шуршат в такт шагам».

Расставьте знаки препинания. Разберите предложения с однородными членами и обобщающим словом. Составьте схему однородных членов.

VPR rus 8 klass 2018 Nikulina 2 variant 06

Расставьте знаки препинания. Выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам.

VPR rus 8 klass 2018 Nikulina 2 variant 07

Исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно.

Когда была создана славянская азбука, на славянский язык были переведены все важнейшие церковные книги.

Расставьте знаки препинания. Обведите вводные слова.

VPR rus 8 klass 2018 Nikulina 2 variant 08

Расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены предложения.

VPR rus 8 klass 2018 Nikulina 2 variant 09

Письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания.

Друзья мои, 1 прекрасен наш союз!
Он, 2 как душа, 3 неразделим и вечен…

1 — выделяет обращение

2 и 3 — разделяют сравнительный оборот

Составьте и запишите предложения с прямой речью.

Составьте предложения с прямой речью самостоятельно, используя соответсвующие схемы:

Расскажите письменно в 2-3 предложениях об общеупотребительной лексике.

Слова, которые используются во всех стилях речи, известные всему народу, называются общеупотребительными. Наша речь состоит прежде всего из общеупотребительных слов таких, как: небо, земля, вода и др.

Источник

ВПР русский язык 8 класс 2018 вариант 2 с ответами

При подготовке Варианта №2 использовалось учебное издание «Русский язык: Всеросcийская проверочная работа. Русский язык: 8 класс: практикум по выполнению типовых заданий ФГОС /М. Ю. Никулина., 2018 года»

Подробный разбор Варианта 2

№1 Выполните задания по тексту.

1. Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

В то утро (в)первые в моей жизн.. я услыш..л пор..зивш..ю меня игру на п..стушьем 3 ро..ке. 4

Мне к..залось что п..стух то(же)это слыш..т и пон..мает как его слуш..ют и это ему пр..ятно.

Ответ:

В то утро впервые в моей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем 3 рожке. 4

Я смотрел в открытое окно, лёжа в теплой постели, подрагивая от холодка зари.

Мне казалось, что пастух тоже это слышит и понимает, как его слушают и это ему приятно.

Читайте также:  рецепт супа с зелеными помидорами

2. Определить тему текста.

Ответ:

Тема текста – впечатления от игры пастуха на рожке.

3. Определите стиль и тип речи текста.

Ответ:

Стиль речи – художественный, тип речи – повествование с элементами описания.

4. Выпишите из выделенного предложения словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответ:

В то утро; в моей жизни; поразившую игру; на пастушьем рожке.

Ответ:

с [с] – согласный, твёрдый, глухой

т [т] – согласный, твёрдый, глухой

о [а] – гласный, безударный

я[й’] – согласный, мягкий, звонкий

[а] – гласный, ударный

л [л] – согласный, твёрдый, звонкий

5 букв, 6 звуков, 2 слога

Ответ:

lazy placeholder

Ответ:

(На) пастушьем (рожке) – прилагательное.

I. На рожке чьём? – пастушьем

II. Пост. притяж.;непост. – в пр. пад., ед. ч., м. р.

Ответ:

lazy placeholder

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено необособленным определением, выраженным причастным оборотом.

№2 Расставь знаки препинания. Графически объясни их постановку.

В каком предложении отсутствуют знаки препинания и почему?

Ответ:

lazy placeholder

№3 Выпишите предложение с составным именным сказуемым и разберите его по членам.

Ответ:

lazy placeholder

№4 Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.

Токарев вместе с Изворовыми воротился в деревню. Всё были печальны и молчаливы. Темнело. Токарев вышел в сад. Вечер был безветренный и холодный, заря гасла. Сквозь поредевшую листву аллей светился серп молодого месяца. Пахло вялыми листьями. Было просторно и тихо. Токарев думал: «Идёшь по алее, и листья шуршат в такт шагам».

Ответ:

Пахло вялыми листьями. (безличное)

…идёшь по алее (определенно-личное)

№5 Расставь знаки препинания. Разберите предложение с однородными членами и обобщающим словом. Составьте схему однородных членов.

Ответ:

1) Искусство создаёт хороших людей, формирует душу.

2) Здесь выступали не только признанные мастера, но и молодые музыканты.

lazy placeholder

4) В его взгляде были одновременно тревога и испуг, мольба и надежда.

№6 Расставьте знаки препинания. Выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам.

Ответ:

1) Свежий мартовский ветер гнал по пробудившемуся весеннему небу облака.

lazy placeholder

3) Давно не кошенная трава заполнила весь сад.

4) Митрофан Ильич, растерянный и смущенный, подал документы.

№7 Исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно.

Создав славянскую азбуку, на славянский язык были переведены все важнейшие церковные книги.

Ответ:

Когда была создана славянская азбука, на славянский язык были переведены все важнейшие церковные книги.

№8 Расставьте знаки препинания. Обведите вводные слова.

Ответ:

lazy placeholder

№9 Расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены.

Ответ:

lazy placeholder

№10 Письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания.

Друзья мои, 1 прекрасен наш союз!

Он, 2 как душа, 3 неразделим и вечен…

Ответ:

1 — выделяет обращение, 2 и 3 – выделяют сравнительный оборот.

№11 Составьте и запишите предложения с прямой речью:

а) прямая речь стоит перед словами автора,

б) прямая речь стоит в середине слов автора.

Ответ:

а) «Я приду сегодня вечером», — сказал мальчик.

б) Он сказал: «Я очень устал», — и сразу же замолчал.

№12 Расскажите письменно в 2-3 предложениях об общеупотребительной лексике.

Ответ:

Слова, которые используются во всех стилях речи, известные всему народу, называются общеупотребительными. Наша речь состоит прежде всего из общеупотребительных слов таких как: небо, земля, вода и др.

Источник

Контрольные диктанты по теме ССП (сложносочиненные предложения) — 9 класс

Диктант № 1

Звуки рожка
1) В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

2) Я смотрел в открытое окно, лёжа в тёплой постели и подрагивая от холодка зари.

3) Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца.

4) Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в новой синей поддёвке, в помазанных дёгтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину ещё пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые розовые щёки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало.

5) Но так было только сначала.

6) Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело.

7) Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл.

8) Он играл, запрокинув голову, играл как бы в небо, словно забыв про всё на свете.

9) Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищённые голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нём духу столько!»

10) Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. (180 слов.) (По И. Шмелёву.)

Поддёвка — длинная верхняя мужская одежда в талию, с мелкими сборками.
Дёготь — тёмный смолистый жидкий продукт, получаемый из дерева.

Грамматическое задание

1) Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело.
2) Указать части речи 1 предложения.

1) Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл.
2) Указать части речи 2 предложения.

Диктант № 2

Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и ярко сверкали. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка, а за окнами едва заметно голубела заря.
Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой, и сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой. Мгла эта светлела, делалась всё прозрачнее, и сквозь неё уже были видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков.
Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и печальным дождем.
Я вернулся в комнаты, в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза, и почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу. Через день она вся облетела. (К.Паустовский.) (163 сл).

Грамматическое задание.

1.Произведите синтаксический разбор последнего предложения во 2 абзаце.
2.Найти ССП и определить грамматическую основу и разряд союза.
3. Произвести морфемный разбор слов ОБРАДОВАЛИСЬ, ПРОЗРАЧНЕЕ, СЫПАЛИСЬ, ЛИМОННЫХ.

Читайте также:  как пожарить картошку с фаршем на сковороде пошаговый рецепт

Диктант № 3

(Л. Сокольский-Труханов) (205 слов)

Сегодня Леля проснулась рано. Было еще совсем темно, за окном тихо падал свет, но спать больше не хотелось. Леля побежала на цы­почках через гостиную в комнату матери. В доме было тихо, даже прислуги еще не было видно. Добежав до двери, девочка останови­лась. «Маменька, наверное, еще спит, нехорошо ее беспокоить», — подумала она и побежала назад. Навстречу Леле шла Дуняша с само­варом. Увидев ее, Леля обрадовалась. «Дуняша, а скоро все вста­нут?» — спросила девочка. «Идите, барышня, к себе, а то простуди­тесь, идите, спят еще все».
«Ну как же можно спать, ведь сегодня будет праздник — Рожде­ство, — думала Леля, подходя к своей комнате, — елку ведь надо уже наряжать».
Девочке стало холодно, и она легла в постель. В комнате было те­пло. Вдруг Леля увидела сторожа дядю Михея. Он вносил в комнату огромную, пушистую, пахнущую снегом и хвоей елку.
Леля обрадовалась. В комнате заиграла музыка и запел хор. Вдруг игрушки ожили и стали водить хоровод. Под елкой де­вочка увидела огромную коробку. Леля вскочила с кровати и побежа­ла к подарку, стала тянуть к нему руку, но подарок вдруг исчез. От обиды она заплакала и… проснулась.
За окном было уже светло, тихо падал снег, и в доме слышались оживленные голоса. Леля выбежала из комнаты и вбежала в гости­ную. Там дядя Михей устанавливал рождественскую елку.

Грамматическое задание
1.Произведите синтаксический разбор выделенных предло­жений (по вариантам).
2.Выпишите предложение с составным глагольным сказуе­мым, подчеркните грамматическую основу.

Диктант № 4

(По И. Соколову-Микитову) ( 110 слов)

Наступила ночь в лесу.
По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз и хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпались,яркие зимние звезды.
Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.
Но и в морозные зимние ночи продолжается в лесу скрытая жизнь. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало. Где-то закричал филин и завыли волки.
По алмазной скатерти снегов пробегают легкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.
Как сказочный часовой, головастый серый совенок сидит на суку, слышит и видит, как идет в зимнем лесу жизнь.

Грамматическое задание
1.Выпишите сложносочиненное предложение с общим второ­степенным членом и выполните его синтаксический разбор.
2.Выпишите из текста наречия.

Диктант № 5

(По А. Тырковой-Вильямс) (240 слов)

Нет точных указаний, когда Пушкин начал «Бориса Годунова». Вероятно, поздней осенью 1824 года. К осени 1825 года трагедия была закончена.
Это была историческая работа, и поэт вел ее вдали от библиотек и архивов, вдали от общения с людьми, изучавшими прошлое России. «Общество мое состоит только из старой няни, да из трагедии», — писал он приятелю…
В «Годунове» Пушкин затронул вопросы политические, еще не­давно бурно волновавшие его. Поэт взял переходный отрезок русской истории, в центре поставил царя узурпатора и реформатора, на нем проверил те политические теории, увлечения, чувства, которые пере­думал и переборол.
К каждому из своих героев поэт испытывал определенное личное чувство, но острота личного отношения к своим героям уживалась в нем с мудрой снисходительностью и беспристрастием. Это особенно сказывается в обрисовке Бориса Годунова.
Вяземский, чуткий, строгий критик, писал: «В трагедии есть кра­соты удивительные, трезвость и спокойствие. Авторапочти нигде не видно».
С сыновней нежностью Пушкин рисует образ благочестивого старца Пимена. Он любит в нем не только свое создание, но и живое воплощение творческих и нравственных сил русского народа.
«Характер Пимена, — говорит Пушкин в одной из заметок, — не есть мое изобретение. В нем я собрал черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто мла­денческое и вместе с тем мудрое усердие, набожность к власти царя, данной им Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия… Мне казалось, что сей характер вместе нов и знаком для русского серд­ца, что трогательное добродушие древних летописцев… украсит про­стоту моих стихов и заслужит снисходительную улыбку читателей».

Грамматическое задание

1.Составьте схемы сложносочиненных предложений.
2. Выполните фонетический разбор выделенных слов.

Диктант № 6

(По Н. Гоголю) (110 слов)

Последний день перед Рождеством прошел, и наступила зимняя ясная ночь. Глянули звезды, и месяц величаво поднялся на небо по­светить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело коля­довать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра, но было так тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат. Месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживав- шихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу. Вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только чер­ным пятнышком мелькнула вверху.

Грамматическое задание

1.Выпишите сложносочиненное предложение и составьте его схему.
2. Обведите союзы, соединяющие простые предложения в со­ставе сложносочиненных.

Диктант № 7

(По Л.Н. Толстому) (157 слов)

Был седьмой час вечера. Целый день шел дождь, и теперь раз­гуливалось. Голубое, как горящая сера, озеро с точками лодок и их пропадающими следами, неподвижно, гладко расстилалось перед ок­нами между разнообразными зелеными берегами, уходило вперед, сжимаясь между двумя громадными уступами, и, темнея, упиралось и исчезало в нагроможденных друг на друга долинах, горах, облаках и льдинах. На первом плане мокрые светло-зеленые разбегающиеся бе­рега с тростниками, лугами, садами и дачами; далее темно-зеленые поросшие уступы с развалинами замков; на дне скомканная бело-лиловая горная даль с причудливыми скалистыми и бело-матовыми снеговыми вершинами. И все залито нежной, прозрачной лазурью воздуха и освещено прорвавшимися с неба жаркими лучами заката. Ни на озере, ни на горах, ни на небе ни одной цельной линии, ни од­ного цельного цвета, ни одного одинакового момента, везде движе­ние, несимметричность, причудливость, бесконечная смесь и разно­образие теней и линий, и во всем спокойствие, мягкость, единство и необходимость прекрасного. Так один сам с собою я наслаждался тем, что испытываешь при созерцании красоты природы.

Грамматическое задание

1.Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
2.Выпишите из текста сложное слово, обоснуйте свой выбор.
3.Выполните морфемный разбор деепричастия.

Читайте также:  каша здоровье в детском саду

Диктант № 8

(По Е. Носову) (152 слова)

Озеро простиралось в темной раме вечерних сумеречных берегов. Плотной стеной темнели по сторонам камыши, чернела причаленная кем-то лодка, чернели верши, выброшенные на сухое, и только сама вода была еще светла. Лежа на спине на середине озера, Варька не замечала ни берегов, ни обступивших камышей, она видела только небо, офомное и высокое, а в его безмерной глубине, на неподвижно замерших кучеряшках облаков еще розовевший свет давно угасшей зари. И еще видела она воду, начинавшуюся у самых ее глаз. Зеркаль­ная ясная гладь озера, чуткая ко всему, простиравшемуся над ним, была заполнена подрумяненными облаками и уже не казалась озером, а таким же, как небо, бездонным пространством, и нельзя было ска­зать, где кончались настоящие облака и где было их отражение. Два мира, вода и небо, охваченные вечерним задумчивым покоем, слились воедино, и Варьке было радостно и жутковато вот так, одной, не­движно парить в самой середине этой сомкнувшейся светлой бездны, и снизу и сверху заполненной облаками.

Грамматическое задание

1.Подчеркните в сложносочиненном предложении граммати­ческие основы. Укажите вид сказуемых.
2.Подчеркните деепричастные обороты.

Диктант № 9

(По В. Астафьеву) (187 слов)

Ледостав на Енисее наступает постепенно. Сначала появляются зеркальные забереги, по краям хрупкие и неровные. В заводях они ши­рокие, на быстрине — узкие, в трещинах. Но после каждого морозного утра они все шире, шире, затем намерзает и плывет шуга. И тогда пус­тынно шуршит река, грустно, утихомиренно засыпая на ходу.
С каждым днем толще и толще забереги, уже полоса воды гуще шуга. Теснятся там льдины и с хрустом лезут одна на другую, и од­нажды, чаще всего в студеную ночь, река останавливается. Там, где река сердито громоздила льдины, остается нагромождение торосов. Острые льдины торчат так и сяк, и кривая, взъерошенная полоса ка­жется непокорно вздыбленной шерстью на загривке реки.
Но вот закружилась поземка и потащило ветром снег по реке, за­звенели льдины, сдерживая порывы ветра. За них набросало снегу, окрепли спайки. Скоро наступит пора прорубать зимник — выйдут мужики с пешнями, топорами, вывезут вершинник и ветки, и там, где взъерошилась река, пробьют в торосах щель, пометят дорогу вехами, и вот уж самый нетерпеливый гуляка или заботами гонимый хозяин погонит робко ступающего меж сталью посверкивающих льдин ко- нишку, и сани бросает на не обрезанных еще морозами, полозьями и подковами лошадей буграх, на не умягченной снегами колее.

Грамматическое задание

1.Выпишите сложносочиненное предложение и выполните его синтаксический разбор.
2.Как вы понимаете значение выделенных слов. Есть ли в этом тексте слова, значение которых вы не знаете? Выпишите их. Дома, пользуясь словарем (каким?), напишите их значение.

Диктант № 10

Наступление на тайгу

1)Остров закрывал утренний густой туман. 2)Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. 3)Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. 4)По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.
5)Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы.6) Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись. 7)Прошло мгновение – и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. 8)Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью. 9)Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга.
10)Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. 11)Всюду почувствовалось присутствие человека.12) На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. 13)Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники – полотняный городок. (По В. Ажаеву.)

Грамматическое задание:

Диктант № 11

Горная дорога

Грамматическое задание

1. Определите стиль и тип речи.
2. Укажите номер(а) предложения(ий) с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
3. Начертите схему 7 предложения.
4. Укажите графически, чем осложнены части 6 предложения.
5. Из 3 предложения выпишите по одному примеру со связью согласование, управление, примыкание, выполните их синтаксический разбор.
6. Выпишите из текста причастия, объясните, как они образованы.
7. Выпишите односоставные предложения, укажите их тип.
8. Перечислите средства художественной выразительности текста, расскажите о роли одного из них.

Диктант № 12

1) Я погасил костёр и пошёл вниз по реке. 2) С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. 3) То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, то дуплистая ива лежала поперёк реки, то река уходила торжественным поворотом в леса.
4) У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими омутами. 5) На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне морёные дубы.
6) В одном месте открылся косогор, а в зарослях клёнов видна старенькая часовня с заржавленным куполом.
7) На закате я вышел к просёлочной дороге. 8) Она шла вдоль берега. 9) Снова на реке появились заросшие травой плоты. 10) Издали они казались островами. 11) Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.
12) Я осторожно перешёл на плот, нагнулся и увидел обыкновенную бутылку, внутри было сложенное письмо. 13) Я вытащил его, но прочесть не смог. 14) Оно написано было бледным карандашом, а сумерки быстро сгущались. 15) Мне надо было торопиться. 16) Из зарослей тянуло запахом листьев, на полянах стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым пламенем облако. (По К. Паустовскому)

Грамматическое задание

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «живописнее» (предложение 2).
а) написанная живописцем
б) созданная с помощью красок
в) красивая, достойная кисти художника
г) образная, выразительная

2. Замените указанное в вашем варианте слово стилистически нейтральным синонимом.

1 вариант валявшиеся (предложение 5)
2 вариант вытащил (предложение 13)

3. 1 вариант Из 1-2 предложений выпишите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.
2 вариант Из 16 предложения выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

4. 1 вариант Из 9 предложения выпишите слова с неизменяемыми приставками.
2 вариант Из 7-11 предложений выпишите слово с приставкой, правописание которой зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

6. Укажите, сколько грамматических основ в

1 вариант предложении 3
2 вариант предложении 12

7. Сделайте синтаксический разбор.

1 вариант предложения 11
2 вариант предложения 14

Источник

Tags: , , , , , , ,